Об изобразительной деятельности детей для педагогов и родителей

Консультации для педагогов

Использование игровых приемов при руководстве изобразительной деятельностью
Развитие творческой личности ребенка – современное требование общества к системе образования. В дошкольный период ведущим видом деятельности, той деятельности, в которой интенсивно развиваются все стороны личности ребенка, и, прежде всего, творческие способности, является игра. Поэтому использование игры в обучении детей дошкольного возраста является неоспоримой истиной.
Продуктивные виды деятельности ребенка – рисование, лепка, аппликация и конструирование – на разных этапах дошкольного детства тесно слиты с игрой. Так, рисуя, ребенок часто разыгрывает тот или иной сюжет. Нарисованные им звери сражаются между собой, догоняют друг друга, люди идут в гости и возвращаются домой, ветер срывает листья с ветвей и т.д.
То, что дети легко обучаются “играючи”, заметили и доказали многие педагоги и ученые: К.Д. Ушинский, А.Н. Леонтьев, З.М. Богуславская и многие другие. Всеми исследователями обучающий эффект игры объясняется ярко выраженным интересом детей к игре. Именно поэтому игру можно использовать “…как механизм перевода требований взрослого в потребности самого ребенка” (И.Л. Божович). Зачем же отказываться от такой “волшебной палочки”, как игровой прием в процессе обучения детей рисованию? В своей работе я очень охотно применяю игровые приемы. На первый взгляд кажется, что создать такие приемы несложно, но в действительности это требует определенных знаний и умений.
Преподаватель по основам изобразительной деятельности должен знать существенные особенности игровых методов и приемов обучения, их принципиальное отличие от других методов и приемов, учитывать знания детей об окружающем мире, их интересы к различным явлениям жизни, игровой опыт детей. Одновременно он должен четко представлять задачи руководства изобразительной деятельностью, а, следовательно, конкретные задачи использования игровых приемов на каждом занятии.
Какова же специфика игровых приемов? С одной стороны, они должны быть направлены на решение дидактических задач, с другой – по своему характеру, должны быть максимально похожими на настоящую игру, обладать ее существенными признаками. Это тем более важно, что в отличие от “настоящей” свободной игры игру на занятии предлагает педагог. Поэтому одним из признаков игрового приема должна быть игровая задача.
Игровая задача в этих приемах – своеобразная формулировка, определение цели предстоящих игровых действий. Например, воспитатель говорит детям: “Поможем белочке сделать запасы на зиму” или: “Подумайте, на чем можно отправиться в космос”; “Построим кошке дом”.
В процессе использования игрового приема может увеличиваться количество игровых задач. Таким образом, происходит развитие игрового замысла. Однако необходимо помнить о том, что за постановкой игровой задачи непременно следуют игровые действия. Так, чтобы отправиться в космос необходимо стать космонавтом, “построить” ракету, при этом “ремонтировать” неровные корпуса ракет, “отмыть” грязные стекла иллюминаторов, наметить свой маршрут, изобразив звезды и планеты и т.п.
В условиях игрового действия рождается мнимая (воображаемая) ситуация “как будто”. Внешнее выражение действий может быть представлено по-разному: моторным, практическим действием (машет руками, как птица крыльями); изобразительным действием (ритмичные движения кистью – мазки, изображающие листопад); звукоподражанием (я – шофер, я везу зерно… би-би-би).
Таким образом, игровые приемы – это способы совместного (педагога и детей) развития сюжетно-игрового замысла путем постановки игровых задач и выполнения соответствующих игровых действий, направленные на обучение и развитие детей.
Преподавателю по основам изобразительной деятельности надо помнить, что содержание игровых задач и игровых действий должно соответствовать знаниям детей об окружающем и их интересам. Поэтому я в ходе своей работы ориентируюсь на требования программы “Детство”, базовой программы нашего детского сада, и планирую свои занятия в тесном взаимодействии с другими специалистами и педагогами, осуществляя идею комплексного сопровождения ребенка. Важнейшим при этом является опора на внутренний потенциал ребенка (ключевое положение “педагогики успеха”). Предпочтения, интересы ребят, как правило, проявляются в детских играх. Соответственно у дошкольников есть любимые темы игр, игрушки, роли. Поэтому содержание игровых приемов строиться с использованием содержания игр детей конкретной группы и их любимых игрушек.
При разработке игровых приемов важно думать не только о содержании и логике игровых действий, но и о соответствии их логике и смыслу реальных жизненных ситуаций. Иначе эти приемы надуманны, неестественны. Так, выглядит нелогичной и поэтому неоправданной ситуация, когда на занятие приходит кошка и приносит корзинку с лентами, после рассматривания которых, дети их рисуют. Было бы правильнее, интереснее, если бы рисовать ленты предложили куклы, собираясь на праздник и надевая новые праздничные платья. Тогда детям были бы понятны просьбы нарисовать ленты разноцветные, немятые, ровные, как будто утюгом выглаженные.
Хорошее знание воспитателем содержания отражаемых явлений, возможной логики развития событий важно для быстрого придумывания разнообразных игровых задач, соответствующих им игровых действий и является основой для крайне необходимой педагогу игровой импровизации в условиях занятий. Это требует порой непредвиденное развитие рисунка, неожиданное качество детской работы. Например, ребята ритмичными мазками рисуют падающий снежок. Воспитатель, проходя мимо ребенка, робко работающего кистью, почти не останавливаясь, ласково говорит: “Ну, Женечка, подсыпь, подсыпь снежку, а то даже на санках прокатиться нельзя”. Удивленный и обрадованный “ожившему” рисунку малыш не только “подсыпал” снега, но нарисовал горку, дорожку и метель. Опытный педагог быстро обыграл детский рисунок, “прокатив” по горке зайца. Такая легкость и свобода воспитателя в развитии игрового замысла позволяют ему успешно решать не только изобразительные задачи, но и развивать воображение, творчество детей, делают обучение радостным и интересным.
Кроме того, очень важно чтобы сам воспитатель эмоционально и заинтересовано (как дети) реагировал на происходящее, проявляя самые разнообразные чувства: удивление, восхищение, радость или сочувствие, огорчение, печаль. При этом следует помнить о чувстве меры в их проявлении, разумном сочетании игровых и деловых отношений, плавном, незаметном переходе от игры к прямому обучению и наоборот, т.е. необходима культура выражения чувств.
Воспитателю следует помнить, что игру на занятии он использует не ради развлечения, а с целью руководства художественной деятельностью, чтобы процесс обучения был радостным, способствовал развитию чувств, воображения, творчества.
Учитывая своеобразие игровых действий детей и особенности игры, я применяю на занятиях по изобразительной деятельности следующие игровые приемы: обыгрывание предметов, игрушек, картин; обыгрывание выполненного изображения; обыгрывание незаконченного изображения; игровые ситуации с ролевым поведением детей и взрослых.
Игровые действия в изобразительной деятельности дошкольника – явление полезное, помогающее ему развивать свой творческий замысел. Если у ребенка систематически формируются изобразительные умения, то он легко находит и изобразительные способы выполнения задания. То есть у него формируются такие умения и навыки, которые можно самостоятельно использовать для изображения разных предметов и явлений, умея при этом выбирать из имеющихся способов наиболее подходящие. На этой основе детей подводят к поиску своих способов, всячески развивая их творческие способности.

Игровые приемы в оптимальном сочетании с другими методами и приемами обучения оказывают благотворное влияние на развитие личности, ее творческого потенциала, художественных способностей, нравственно-эстетическое развитие детей, повышают у дошкольников интерес к изобразительной деятельности и стимулируют самостоятельные формы ее проявления, когда ребенок сам ставит изобразительные задачи и пытается их решать. При этом у детей проявляются смелость, уверенность в своих силах.
X X X


ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ РИСОВАНИЮ

На занятиях по изобразительной деятельности воспитателю нужно решать две группы взаимосвязанных задач.

К первой группе относятся задачи, направленные на пробуждение у детей эмоциональной отзывчивости к родной природе, игрушкам, картинкам и иллюстрациям.

Вторая группа задач направлена на формирование у детей изобразительных умений и навыков в рисовании и лепке и аппликации.

Рассмотрим первую, наиболее сложную группу задач, связанных с развитием у детей восприятия и эмоциональной отзывчивости.

Исследования педагогов и психологов показывают, что младший дошкольный возраст заключает в себе большие возможности для развития у детей восприятия и представлений. Интерес к окружающему миру у детей двух-четырёх лет очень велик. Ребёнка привлекают звуки и краски природы. Малыши очень любят игрушки и книжки с картинками. Но могут ли они достаточно полно и глубоко воспринимать всё это без соответствующей подготовки, без помощи взрослых? К сожалению, нет.

"Чтобы открыть детям глаза на этот мир и поселить в их душах радость, нужна помощь воспитателей в детском саду, родителей дома и учителей в школе. Она тем более необходима, что все упущения в духовной жизни ребёнка, и особенно в сфере эстетического воспитания, невозможно возместить ни в годы юности, ни тем более в зрелом возрасте. Если любовь к природе и восторг перед её красотой не приходят к человеку в детстве, не привиты ему, то они, как правило, уже совсем не приходят потом, сколько ни бейся, или эти эмоции, пробудившись наконец, носят поверхностный характер" (Смольяников И.Ф. Природа в эстетическом воспитании: Кн. для учителя. - М., 1984. - с.63).


Поэтому только от воспитателей и родителей зависит развитие восприятия ребёнка. И они должны сделать всё возможное, чтобы малыш увидел, как прекрасен окружающий мир, полюбил его.

Самым сложным в работе по развитию детского восприятия является то, что её нельзя заключить в какие-то временные рамки жизни детского сада, тем более сформировать только в процессе обучения на занятиях по изобразительной деятельности. Эту задачу можно решить лишь при условии целенаправленного воспитания чувства прекрасного самим опытом восприятия природы. Так, каждый воспитатель при желании и соответствующем умении может вызвать у детей эмоциональный отклик на любое состояние погоды. Вместе с ним дети могут радоваться солнцу, дождю, туману и ветру. Малыши "ловят" солнечных зайчиков и "собирают" капли дождя, смотрят сквозь листок тополя на знакомый участок и видят его зелёным волшебным царством и многое другое.

Региональная и климатическая специфика нашей страны так велика и многообразна, что её нельзя заключить в узкие рамки методических рекомендаций. Поэтому ниже даётся лишь краткий рассказ о том, как должна проходить подобная работа с детьми двух-четырёх лет.

Прежде всего, эту работу надо проводить постоянно. Важно, чтобы детскому восприятию предшествовало взволнованное удивление и радостное внимание взрослого ("Какие красивые цветы!", "Какая замечательная зелёная травка!").

Детское восприятие должно протекать целостно "Красота сама собой влияет на душу, - замечал В.А.Сухомлинский, - и не требует разъяснения. Мы любуемся цветком розы как бы единым целым, и красота была бы разрушена, если бы мы отрывали от листка лепестки и анализировали, в чём сущность красоты" (Сухомлинский В.А. О воспитании. - М., 1973. - с.187).

Воспитывая у детей эстетическое восприятие природы, не надо принуждать дошкольников к искусственному умилению ею. Пусть ребёнок естественно и радостно воспринимает её красоту и при этом приобретает не только эстетический, но и сенсорный опыт (чувствует шероховатость стволов деревьев, шелковистость молодой травы, влажную прохладу опавших листьев и т.п.)

Однако работа по развитию восприятия не должна ограничиваться ознакомлением детей с природой. Большие возможности заключают в себе игрушки, которые постоянно присутствуют в играх детей. Дети способны откликаться на выразительность образа игрушки, передавать отношение к нему - младшие поведением, мимикой, жестом, старшие словом.

Но самое главное, что должно присутствовать в работе педагога с детьми, - это умение самому удивляться и радоваться. Ведь именно эмоциональный отклик взрослого ("Как красиво!") выводит сознание ребёнка за пределы обыденности и включает в эстетическое отношение. Таким образом, для эмоционального отклика детей на игрушку требуются предварительная установка на её восприятие (что это такое?) и эмоциональная реакция со стороны воспитателя (какой замечательный щенок!). В дальнейшем эстетические переживания ребёнка выражаются в узнавании в игрушке сложившегося в сознании образа (Щенок добрый, он меня любит и др.) и развиваются на основе ассоциаций и представлений, соответствующих его собственному жизненному опыту (Щенок  хочет гулять. Он радуется, что мы его берём на прогулку и др.)

Особую роль в развитии у детей восприятия играет знакомство с книжной иллюстрацией.

Нередко картинки в книгах являются первыми произведениями изобразительного искусства, с которыми знакомится ребёнок. От того, как воспитатель организует и проводит данную работу, зависит, полюбят ли дети этот вид изобразительного искусства. Среди работ современных художников-иллюстраторов встречаются ещё рисунки, не только не способствующие эстетическому развитию детей, но и приносящие ему вред. Уродливые формы и аляповатые краски - вот что характерно для таких работ. Поэтому отбор иллюстраций требует от педагога серьезного вдумчивого подхода.

Вот несколько советов для воспитателя:

Содержание иллюстрации должно быть понятно и интересно детям. Надо, чтобы каждый ребёнок был знаком с художественным произведением (сказкой, потешкой) , которое проиллюстрировал художник.

В иллюстрации с помощью разных средств выразительности должны быть переданы определенное настроение (веселое, грустное) и характеры героев (добрый, злой) Например, в иллюстрации к потешке "Ходит кот по лавочке" художник Ю.Васнецов с помощью цвета, а также выразительных и понятных и понятных детям движений (кот держит кошку за лапки, а котята весело прыгают вокруг них), декоративности оформления (красивые цветы, расписные узоры украшают стены комнаты, окна, лавочку) вызывает у детей радость, даёт понять, что его персонажи добрые и живут дружно.

Как знакомить детей с иллюстрациями? Важно помнить, что книжная иллюстрация - произведение изобразительного искусства, и поэтому методика работы с детьми должна быть иной, чем методика работы по сюжетной картинке.

Вначале надо постараться вызвать эмоциональный отклик на рисунок художника, а затем прислушаться к их реакции.

Если иллюстрация не заинтересовала детей или малыши просто не поняли её содержания, взрослый приходит им на помощь. Выказывая интерес к рисунку, восхищение перед мастерством художник, воспитатель своей эмоциональной реакцией ещё раз привлекает внимание детей к иллюстрации, поясняет её содержание. Например, об иллюстрации Ю.Васнецова к русской народной игровой песенке "Сорока-белобока" воспитатель рассказывает так:

- "Карр, карр", - закаркала Сорока-белобока. Она прискакала на крыльцо, замахала крыльями, широко раскрыла клюв и начала звать гостей". Когда дети заинтересуются иллюстрацией, можно рассмотреть с ними Сороку и гостей, которые чинно расселись на крылечке и ждут вкусного угощения.

Если дети увлекутся рисунком, это будет видно по их реакции. Они не позволят воспитателю перевернуть страницу. Им будет интересно рассматривать дом Сороки ("А почему тут ягодки? А что это?"). может заинтересовать малышей и поведение гостей: зайчик чинно сидит на деревянном стульчике. Он держит в лапках мисочку и очень большую деревянную ложку. Чтобы уточке было удобно есть, Сорока поставила ее мисочку на низкую скамейку. "А куда же подевалась белочка? Ведь она тоже пришла в гости к Сороке?" - спрашивает воспитатель, и младшие дети с радостью отыскивают рыженькую гостью среди ярких оранжевых ягод рябины, а старшие рассказывают о ней.

Рассматривая с детьми ту или иную иллюстрацию, надо обязательно выяснить, кто из персонажей им больше всех понравился. Не следует стремиться к тому, чтобы младшие дети обязательно давали словесный ответ. Ребёнок может выразить своё отношение жестом, мимикой (погладить собачку и т.п.).

Заинтересовать детей книжной графикой можно лишь в том случае, если систематически рассматривать с ними рисунки, выполненные разными художниками к разным произведениям. Рассматривание иллюстраций можно включать в занятия по развитию речи, изобразительной деятельности, а также музыкальные.

Комментариев нет:

Отправить комментарий