Об изобразительной деятельности детей для педагогов и родителей

четверг, 20 июня 2013 г.

Конструктор: принуждать или увлекать?

Игра и ребенок
Пять советов о том, как увлечь ребёнка игрой с конструктором.
Совет первый «Увлекайтесь сами!»
Азарт, заинтересованность, увлеченность, несомненно, передаются детям, и, если вам сегодня не хочется играть в конструктор, не предлагайте этого ребенку, он вряд ли с радостью займется им.
Совет второй «Покажите, но не настаивайте».
В педагогике всегда существовало два мнения: одни уверяли, что надо подавать примеры ребенку, демонстрируя образцы, другие были убеждены в том, что малыш должен до всего дойти сам, без помощи взрослых или при их минимальной поддержке.
Предложите крохе сначала самому заняться с конструктором, но если вы видите, что его интересует бросание деталей на пол и топтание их ногами, то придите на помощь и покажите, для чего нужен набор и как надо с ним обращаться. А может быть, произойдет обратное, ребенок с увлечением примется за новое для него дело, исследуя шаг за шагом детали конструктора, изучая его возможности.
    Совет третий «Играйте на равных, прибегайте к помощи малыша!»
Очень хороший способ — просить ребенка прикреплять симметричные детали. Например, вы делаете самолет: одно крыло прикрепляет взрослый, второе — ребенок, один огонек на крыле — взрослый, другой — ребенок. В этом случае даже не надо ничего объяснять, все и так понятно, и малыш чувствует в себе силы, лучше запоминает способ построения.
Еще один вариант — параллельное создание моделей, но он подходит не для всех малышей. Например, мама предлагает повторять действия за ней, потом отгадать, что получилось: одна маленькая деталь насаживается на другую, на самую вершину водружается длинный элемент. Сопя, малыш делает то же самое. « Это же молоток!» — радостно вскрикивает он.
Можно предложить без воспроизведения отгадывать, что получилось. Сначала модель создает взрослый, потом малыш. Конечно, сложных конструкций быть не должно. Собачка, башенный кран, робот, самолет вполне подойдут для этой игры. Модель должна создаваться недолго, чтобы маленький конструктор не потерял интереса, но и не мгновенно, чтобы он запомнил порядок сборки.
Более старшим детям можно предлагать воспроизводить изображения после того, как взрослый разобрал свое сооружение. Опять же начинать надо с самых простых построек.
Конечно, умение повторять образец очень важно и нужно. Но все-таки конструктор в первую очередь развивает воображение, поэтому мы не рекомендуем просить малыша все время повторять ваши мысли и идеи. Достаточно 3-4 раза вместе с ним собрать несколько построек. Вы будете удивлены, заметив, что ребенок сам собирает нечто похожее на ваше изобретение, но для него это созданное им, а значит, он переживает самые светлые минуты творческого вдохновения, ощущает себя творцом!
Совет четвертый «Подключайте сюжет!»
Какой ребенок не любит сказки? Любят все, особенно когда их рассказывает мама, да еще и создает вместе с малышом героев и персонажей. А ведь, кроме сказок, есть и стихи, и детские песенки. Многие из них можно обыграть с помощью конструктора. Да, конечно, лошадка будет несколько угловата, а дедушка похож на мексиканца в широкополой шляпе, но ведь не это главное. Самое важное в том, что у крохи горят глаза, он увлечен, увлечен тем, что сумел сделать сам.
Вот несколько вариантов использования сюжетов при конструировании.
·        Песня «В лесу родилась елочка» (из конструктора можно сделать лошадь и сани, человечка).
·        Стихотворение А. Барто «Самолет», «Лошадка», «Грузовик» (из конструктора собираются модели самолета, грузовика, силуэт лошадки).
·        Сказка «Теремок» (из конструктора собирается домик, который по мере прихода зверей — игрушек надстраивается).
·        Сказка Г. Цыферова «Паровозик» (из конструктора собирается модель паровозика).
Сделав тележку, можно тут же рассказать потешку:
Поехали, поехали
С орехами, с орехами!
Поскакали, поскакали
С калачами, с калачами!
Вприпрыжку, вприскочку
По кочкам, по кочкам.
Собрав печку, можно инсценировать сказку про Емелю или рассказать веселую потешку:
Трушки — потрушки,
Пекла баба ватрушки,
Ватрушечки,
Колобушечки.
Совет пятый «Информация никогда не повредит».
Благодаря быстрому видоизменению построек, возможно демонстрировать ребенку те процессы, которые на словах займут много времени, внесут сумятицу и неразбериху в сознание ребенка. Визуально все намного проще и яснее. С чем можно познакомить малыша?
Процесс строительства дома, как одноэтажного, так и многоэтажного.
Операции по созданию машин: первоначально на оси рамы прикрепляются колеса, потом техника оснащается мотором, сверху крепятся крыша, капот и панель багажника (в конструкторе все три части соединены в одну).

Последовательность создания высотных сооружений, понимание того, что от широкой основы и высоты зависит устойчивость всей постройки.
Идеи приходят во время работы, поэтому надо только лишь помнить о том, что создание моделей, обогащенное интересным ненавязчивым рассказом, будет с радостью воспринято малышом и запомнится надолго.
В заключение хочется кратко остановиться на том, что развивает работа с конструктором.
Пространственное мышление — малыш на практике познает различные пространственные соотношения элементов: правее, левее, выше, ниже. Учится понимать соответствие деталей: если один элемент выше, то другой оказывается ниже.
Конструктивные способности: ребенок не только осознает расположение деталей, но и начинает понимать, КАК надо создать тот или иной объект.
Образное мышление: стиль мышления, который отвечает за создание определенного образа, создающегося в представлении ребенка. Воплощая этот образ в действительности, ребенок реализует задуманное.
Мелкую моторику, глазомер: работая с конструктором, малыш, безусловно, развивает мелкие мышцы руки, учится соизмерять мышечное усилие, тренирует глаз. Все это крайне важно для дальнейшего развития мышления.
Фантазию и воображение — придумывать, придумывать и еще раз придумывать, изобретать, создавать, воплощать — это девиз многих детей, девиз будущих творцов и преобразователей нашей с вами, дорогие взрослые, жизни! 

Комментариев нет:

Отправить комментарий